Песни молодой советской республики
Это время становления новой музыкальной культуры в России, в том числе и песни.
Народ тянулся к песне. Еще не было профессиональных авторов, которые бы ясно себе представляли, какой должна быть новая песня. Потребность же в ней народа оказалась настолько велика, что песня возникала стихийно, чаще всего в армейской среде, по обеим сторонам фронтов гражданской войны. В основном это были обновленные варианты старых народных или пролетарских мелодий, реже — солдатских, к которым сочинялись новые тексты сообразно ситуации и времени. Знакомые напевы претерпевали трансформацию, обогащались активными элементами, значительно менявшими их характер.
Создавалась оригинальная музыка и песни, связанные с темами революционной борьбы, боевых походов Красной Армии, возрождавшие в памяти имена героев революции и гражданской войны.
Постепенно песни, всенародные по содержанию и общедоступные по форме, становились лиричнее, соединяя в себе черты фольклора, лёгкого, бодрого марша и даже джаза. Появился новый герой: положительный, спортивный, готовый к борьбе, способный на самопожертвование. Песня быстрее и живее всех других жанров откликалась на требования времени, отражала историю страны. Это были, главным образом, мажорно-оптимистические произведения, написанные для новых людей новой страны – страны победившего социализма. Они обращались к обществу и человеку-созидателю. В основном это были молодёжные марши.
Время идёт, и жизнь меняется. Но популярные песни молодой советской республики до сих пор актуальны. Их поют и будут петь пока существует Россия!
Послевоенная советская песня
В послевоенные годы в центре внимания композиторов и поэтов оказываются темы, раскрывающие мысли, чувства и настроения людей, вернувшихся к мирному труду. В этот период широко развернулось международное движение за мир, и в авангарде борьбы против новой военной угрозы встали песни, родившиеся у нас в стране.
Свое развитие песня продолжила, обогатившись опытом военных лет. По-новому зазвучали мирные темы 30-х годов. Облик песенного героя становится более теплым и сердечным, как это было в лирике Великой Отечественной войны. Все более заметную роль играет процесс сближения массовой и эстрадной песни, ростки которого наметились в те же военные годы. Новый период открывает мощная волна песен, связанных с окончанием войны.
Послевоенный период богат песнями разнообразного содержания и стиля. Они повествуют о возвращении солдат домой, на Родину и о радости перехода к мирной жизни, мирному труду.
Появляются молодежные политические песни. Их история неотъемлема от международного движения против новой военной угрозы. Поэтическое выражение нашли в них важнейшие идеи и лозунги сторонников мира. Большое влияние на развитие этой новой разновидности массовой песни оказали международные фестивали молодежи.
К концу первого послевоенного десятилетия гимническая песня претерпела изменения. В нее чаще проникают певучие лирические интонации, и одновременно она обретает концертный размах.
С середины 50-х годов ярко заявляет о себе национальный колорит в эстрадных песнях композиторов из союзных республик.
В 1960 году был создан Союз композиторов РСФСР, концентрировавший внимание на развитии музыки композиторов России. Через четыре года открывается Всесоюзный Дом композиторов, ставший главной экспозиционной площадкой новой русской музыки. Создается Всероссийское хоровое общество.
С 70-х годов начался в расцвет вокально-инструментальных ансамблей, появились музыкальные фестивали, такие как «Песня года», «Международный фестиваль песни в Сопоте», «Интервидение» и «Золотой Орфей». Началось движение авторской песни. Появилась танцевальная диско- и рок-музыка. Неизменном оставалось одно — песни советских композиторов были и остаются неотъемлемой частью жизни россиян. По ним можно изучать историю страны. Эти песни стали источником радости, спутником жизни.
Несмотря ни на какие трудности и тяготы жизни, песня останется с человеком, будет ему опорой, подарит надежду и веру в себя, мир в душе.
«Ночью звёзды вдаль плывут по синим рекам,
Утром звёзды гаснут без следа.
Только песня остаётся с человеком.
Песня — верный друг твой навсегда!»
Песни Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны радостные, бодрые марши 30-х годов уступили место патриотическим произведениям, соответствовавшим новым художественным и нравственным критериям: нужны были совсем другие песни, которые заставляли сердца людей биться с новой силой, призывали проявить мужество и стойкость. Война потребовала небывалой мобилизации духовных сил народа, и это неминуемо отразилось на песнях: они впитывали в себя основные мотивы запевов и силу духа народа-победителя, воспитывали, звали за собой, воодушевляли на новые свершения . Первой зазвучала на всю страну «Священная война» и стала своего рода гимном советского народа.
Военные годы можно по праву назвать временем второго рождения советской массовой песни – реальная жизнь, суровая без прикрас, страшная, но и прекрасная в своей эмоциональной насыщенности, шагнула к людям. В сорок первом году ещё продолжают звучать в новой трактовке мажорные песни вроде «Бейте с неба самолёты» с добавленными куплетами про фашистов.
В 42-м году мажорный репертуар уходит, появляются глубоко лиричные песни.
В годы Великой Отечественной войны композиторы и поэты создали множество замечательных произведений, ставших лучшими образцами патриотической лирики, источником, питавшим музыкальную культуру Советского Союза на протяжении многих лет.
С первого дня войны и до победного салюта песни были с солдатами, помогали преодолевать трудности, поднимали боевой дух воинов. Песня, как верный друг, не покидала фронтовика, она шла с ним в бой, помогала громить немецких захватчиков и побе
Завершим раздел о песнях Великой Отечественной войны словами маршала Победы Георгия Жукова: «Это бессмертные песни! А почему? Потому что в них отразилась большая душа народа…»